Физики-теоретики, используя все современные знания человечества в области аэродинамики, установили, что шмели не должны летать. Крылья шмеля очень маленькие по отношению к телу. Самолёт, построенный с соблюдением таких же пропорций, как у шмеля, никогда бы не оторвался от земли. Вертолёт - тоже. В общем, не должны шмели летать. Ну, никак!
Хорошо, что шмели об этом не знают.
Физики-теоретики наверное плохие теоретики или плохие физики, ибо им что-то думать мешает. Шмель это не самолёт. А это означает:
При пропорциональном изменении трехмерного обьекта,
1. каждая линия изменяется пропорционально изменению, по линейной зависимости.
2. Каждая поверхность и сечение изменяется пропорционально квадрату, согласно поверхностным зависимостям.
3. Объемы каждых из частей или все вместе изменяются пропорционально кубу по закону изменения объёмов..
Допустим самолет 1м, шмель 1см. Если самолет уменьшить до размера шмеля, то есть в 100 раз, то размер уменьшится в 100 раз, поверхность в 10 тыс раз, а масса в 1 млн раз (пропорционально объёму). Значит что при уменьшении до размера шмеля грузоподъемность по отношении к собственной массе увеличивается в 10 тыс раз только за счет кубических пропорций (1млн/100). Трение о воздух пропорциональна поверхности. То есть практически плавучесть в воздухе, повышается в 100 раз (10 тыс/100). Способность удержаться в воздухе повышается в 100 * 10тыс = 1млн раз.
То есть, при соблюдении всех пропорций, способность шмеля удержаться в воздухе в 1 млн раз больше чем у самолета.
Кстати, птицы чем больше, тем хуже летают. Самые большие летуны очень тяжело взлетают, а дерьжатся в воздухе могут только на восходящих потоках воздуха. А самые большие птицы вообще не летают.