Справа от входа в собор под пуленепробиваемым стеклом храниться первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти в 1499г. Он работал над ней 2 года и ему исполнилось всего лишь 24 года.
В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери; вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: "Наш миланец Гоббо". Микеланджело промолчал, и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписываются другому. Однажды ночью он заперся там со светильником, прихватив с собой резцы, и вырезал на скульптуре: "Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил".
эти фото лица взяты с интернета, т.к. из-за одного прямого ракурса и стекла запечатлеть их самой было невозможно
Одно из главных новшевств в осмыслении сюжета - очень юная Дева Мария, на что обратили внимание уже современники скульптора. Оправдываясь, Микеланджело говорил, что непорочные девы не стареют, а у Божьей матери молодость поддерживалась особой благодатью. На самом деле он просто стремился соединить античный идеал красоты с христианской идеей.
В 1972 года, через несколько минут после окончания праздничной литургии по случаю Дня Святой Троицы, австралийский геолог Ла?сло Тот набросился на скульптуру и с криком «Я — Иисус Христос, Христос восстал из мёртвых!» нанёс ей пятнадцать ударов скальным молотком, отбив статуе Девы Марии левую руку на уровне локтя, выщербив нос и левое веко и причинив множество других мелких повреждений. Свидетелями преступления стали около двух тысяч прихожан Собора Святого Петра.
На реставрацию ушло более полугода, но когда статую восстановили, ее передвинули подальше от посетителей и закрыли бронированным стеклом.